Ветреная Геба (hebe_frivolous) wrote,
Ветреная Геба
hebe_frivolous

Categories:

Эксперимент Лессинга

В 1766 году Готхольд Эфраим Лессинг проделал эксперимент по определению общих и отличительных черт живописного (скульптурного) и поэтического (литературного) художественных образов. В своем трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» он попытался вычленить эти границы и предостеречь современников от отождествления этих двух видов искусства, поскольку, как он пишет, сегодня многие «стараются втиснуть поэзию в узкие границы живописи, то позволяют живописи заполнить всю обширную область поэзии. Все, что справедливо для одного из этих искусств, допускается и в другом; все, что нравится или не нравится в одном, должно непременно нравиться или не нравиться в другом. Поглощенные этой мыслью, они самоуверенным тоном произносят самые поверхностные приговоры, считая главными недостатками в произведениях художников и поэтов отклонения друг от друга этих двух родов искусства и большую склонность поэта или художника к тому или другому роду искусства в зависимости от собственного вкуса». Цель и суть эксперимента Лессинга противостоять этому ложному отождествлению и, хотя бы и обнаружить сходства в них, все же указать и на значительные расхождения в выразительных средствах им присущих.

памятник Лессингу в Берлине

Памятник Лессингу в Берлине

Результатом эксперимента Лессинга стало признание живописи младшей сестрой поэзии, поскольку именно поэзия предоставляет художнику максимальную палитру выразительных средств, Лессинг показывает, что поэзии доступны такие красоты, которые живописи не достигнуть вовек, тем более если поэт не связан какими-либо обязательствами или на его пути не встают препятствия (в виде религии, общественных норм и т.п.).

Также Лессинг попыталася выяснить, что первично – поэзия или живопись. Эту проблему он исследует методом ретроспекции, пытаясь понять какой из видов искусства подражает, а какой является образцом. Лессинг приходит к выводу, что именно художники подражали поэту, что, по его словам, нисколько не умаляет их достоинства, поскольку «они были столь же велики в своем искусстве, как поэт в своем».

Сущность эксперимента Лессинга – в ответе на вопрос: возможно ли перевести одну художественную систему в другую, поэзию в живопись и наоборот. Однозначного ответа, автор не находит, хотя и склоняется в сторону невозможности данного процесса, и предлагает читателю поразмышлять над этим.

Серьезным вопросом, которые Лессинг затрагивает в «Лаокооне...» является вопрос временной протяженности. Поэзия рассказывает нам историю последовательно, художественные образы сменяются в нашем воображении один за другим, ведя нас к финалу. Не так в живописи, где при одном взгляде на изображение смотрящий улавливает суть, все что было до изображенного момента и что будет после.

Лессинг предостерегает от подражания поэтов художникам и наоборот (делает он это это на примере описания щита Энея у Вергилия). Подражать можно только предмету реального мира, но ни в коем случае ни изображению этого предмета, ни его описанию. В случае если поэт или художник подражает первому – это и есть настоящее искусство, во втором случае получается лишь обычная копия.

А вы знакомы с «Лаокооном...» Лессинга? Считате ли вы, что эксперимент Лессинга удался?
Tags: Лессинг, художественный образ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments