hebe_frivolous

Categories:

Взаимодействие художественного образа и детали

Художественный образ – это мир, который создал автор, а деталь – это кирпичики, составляющие этот мир. Именно в этом проявляется взаимодействие детали и образа. Получается, что не будь детали, автор не смог бы описать художественный мир. Деталь, вероятно, и есть то словесное выражение этого созданного мира. Это те знаки, с помощью которых автор конструирует художественную реальность.

Образ есть воспроизведение предметов в их целостности. Тогда деталь есть те самые дробные составляющие из которых складывается предмет, и шире – система предметов, их предметный мир. Чтобы показать читателю созданный им художественный образ, писатель подбирает слова, детализирует свой мир. От удачного сочетания (нахождения) нужных слов будет зависеть выпуклость и живость конструкции. Т.е. автор должен быть искусным лингвистом, подмечать все те нюансы и характеристики предметов (персонажей), которые позволят описать их наиболее ярко и достоверно.

С помощью нужных слов автор вызывает у читателя желаемый ему художественный образ. Найдя нужную, характерную деталь он может одной только ею вызвать нужное впечатление. Не в этом ли мастерство и писательский талант?

Это что касается художественного образа предметов и объектов. Но есть еще художественный образ всего произведения. Этот большой, общий образ состоит, по мнению литературоведов, из системы деталей предметной изобразительности, системы композиционных приемов (сюжета, фабулы) и собственно самих слов (текст). Таким образом, деталь в широком смысле – это пейзажные, портретные и объектные характеристики.

Деталь помогает писателю в момент до-творческой подготовки, когда автор только планирует свое произведение, составляет сюжетный план, а затем расцвечивает его подробными деталями. Можно ли сказать, что наращивание плоти деталей на скелет сюжета и есть тот самый творческий процесс? Не есть ли детализация художественного образа суть сам процесс написания, творения?

Отдавая предпочтение той или иной детали при создании художественного образа писатель как бы направляет читателя. Ведь он не знает, как именно в читательском сознании воплотиться созданный им на страницах книги предмет. Однако, он может направить этот процесс, выхватив из череды деталей какую-либо одну, наиболее типическую, либо напротив – оригинальную, показывающую объект с совершенно нового ракурса.

Художественная деталь позволяет автору менять масштаб создаваемого им предметного мира. Он волен замедлить действие, тщательно выписывая фон, на котором происходят действа, или же напротив, исключить любую ретардацию и сохранять динамичный ритм произведения.

Этот самый масштаб, иначе – степень детализации - определяется авторским замыслом и тем положением, которое занимает сюжет в художественном времени и пространстве. Что важно? До мельчайших подробностей восстановить событие перевернувшее жизнь героя или, быть может, его психологическое состояние, а может быть передать дух времени? В рассказе Платонова «Возвращение» таким поворотным событием стал приход детей Иванова к поезду, в рассказе Толстого «После бала» - прогон татарина через шпицрутены. В обоих случаях писатели до мельчайших подробностей воссоздают картину происшедшего, описывают все мелкие детали, способные так или иначе воссоздать картину происходящего в трех измерениях – визуальном, слуховом, кинестетическом.

Антипод детализации – генерализация. Мастерство писателя еще и в том, чтобы научится дозировать оба этих творческих метода.

Литературоведы составляют классификации деталей. По их мнению, детали бывают сюжетные, описательные и психологические. Сами названия уже говорят за себя. Деталь сюжета, очевидно, может многое рассказать об авторском стиле, описательные – подчеркивают те или иные характеристики пейзажей, психологические – персонажей. Авторы, как правило, тяготеют к тем или иным деталям и чаще всего употребляют их в своих произведениях. Такие произведения становятся чисто сюжетными (детективные истории), психологическими или описательными (на ум сразу же приходит Паустовский).

Детализация позволяет написать еще и невербальный диалог, который может передать совершенно иной смысл, нежели диалог реальный. Авторские ремарки в драматических произведениях, описание действий персонажей во время разговора позволяют вынести деталь в мета-текст, придать ей совершенно иную семантику.

Таким образом, детали могут как описывать противоречивые черты в художественном образе, так и дополнять друг-друга, конструируя целостный комплекс.

Важно отличать деталь от подробности. Подробностей может быть много, когда, например, описывается чей-либо облик или даются факты, составившие то или иное событие. Деталь же – это наиболее яркая, характерная черта. Деталь – единична, подробностей много. За деталь обязательно цепляется взгляд читателя, с помощью нее он как бы заглядывает в ценностный мир автора, ведь если писатель посчитал нужным обратить внимание именно на это свойство, значит именно оно наиболее точно характеризует созданного им героя.

Деталь, если к ней применяются композиционные приемы, может становится мотивом и даже лейтмотивом произведения. Иногда деталь присутствует даже в заголовке, является символом или темой.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.