hebe_frivolous

Categories:

Истоки европейского антисемитизма

Надпись на витрине «Еврей» означает национальность владельца магазина. Германия Фото: 1933 г.
Надпись на витрине «Еврей» означает национальность владельца магазина. Германия Фото: 1933 г.

Европейский антисемитизм уходит корнями в далекое прошлое. Сегодня практически невозможно определить, в какой стране евреев ненавидели больше – в Германии, Италии или Франции, поскольку нет такой шкалы, на которой можно было бы измерить ненависть и предрассудки. Наивысшего накала неприязнь достигла в нацистской Германии. В 1933 г. с приходом к власти Гитлера, антисемитизм стал официальной идеологической доктриной Третьего Рейха. Взглянем, откуда растут ноги у этой тотальной ненависти.

В Римской империи

Изначально евреи проживали в Римской империи. После того как их изгнали с исконных мест обитания, они рассеялись по свету. Часть попала в Европу в качестве живого товара (рабов), наемников, земледельцев и купцов.

Представители еврейского народа селились в основном вдоль торговых путей. В древности роль торговых артерий выполняли реки – Дунай, Эльба, Рейн. Именно отсюда берут начало еврейские поселения в Европе.

«Книга тысячи и одной ночи». Ночь 27-я. История еврейского доктора. Худ. А. Пик, 1970-е гг.
«Книга тысячи и одной ночи». Ночь 27-я. История еврейского доктора. Худ. А. Пик, 1970-е гг.

Впервые о евреях, проживающих на территориях современной Германии, упоминается в декрете от 321 г. римского императора Константина I Великого. Документ подтверждает право этой нации избираться в городской совет Кельна.

В указанную эпоху евреи имели доступ к разным должностям в аппарате власти, могли свободно выбирать профессию и заниматься любой деятельностью, не противоречащей законам, т.е. фактически обладали теми же правами, что и коренное население.

Еврейская свадьба в Марокко. Худ. Э. Делакруа, 1841 г.
Еврейская свадьба в Марокко. Худ. Э. Делакруа, 1841 г.

В городах и весях Римской империи евреи чаще всего занимались ростовщичеством (ссужали деньги под проценты) и меновой торговлей. Были среди них ремесленники и купцы. Муниципалитетам было выгодно, чтобы евреи селились у них, ведь благодаря этому тут же оживала торговля. Чтобы мотивировать оставаться именно в их городе, власти закрепляли права еврейских купцов на свободную продажу и перепродажу товаров и освобождали их от налогов и сборов.

В христианском мире

С распространением христианства привилегии, данные евреям римскими императорами, были значительно урезаны. Церковь, которая вмешивалась во всех сферы жизнедеятельности средневекового человека, запретила браки между исповедующими Христа и иудеями. Некоторых принудительно крестили, для этого их часто изгоняли из профессий.

Вид на еврейский квартал. Худ. С.Вервир.
Вид на еврейский квартал. Худ. С.Вервир.

При Карле Великом (742 – 814 гг.) евреи были в милости. Из разных стран они привозили императору – большому любителю роскоши и красивых вещей – великолепные предметы быта и изысканные ткани.

В империи франков евреи могли не только торговать, но и заниматься наукой, претендовать на должности во властных структурах. Например, представителем королевства франков в Абассидском халифате с 786 по 809 гг. состоял еврей Исаак Митглид.

С началом Крестовых походов евреи вновь оказались мишенью для недовольства. Католическая церковь в очередной раз взяла верх в этом вопросе над властью светской.

В 1095 г. папа Урбан II провозгласил на Клермонском соборе Первый Крестовый поход и призвал очистить Святую Землю от всех тех, кто не признавал Христа в качестве Спасителя. Естественно, евреи стояли первыми в этом списке.

Вдохновенная проповедь – Урбан II был искусным оратором – спровоцировала подъем антисемитизма. Раздавались призывы убивать евреев и в Европе, а не только в Святой Земле. Начались погромы, в которых участвовали и многие рыцари, собиравшиеся воевать Гроб Господен. Истинная причина погромов, как всегда, заключалась в деньгах. Для дальнего похода нужны были значительные средства, которых не было у воинов, ведущих в свободное от набегов время разгульный образ жизни. Зато деньги водились у евреев и притом в больших количествах. Крестоносцы решили, что грех не воспользоваться такой удобной возможностью.

Во время Второго Крестового похода в 1147 г. денег у рыцарства не прибавилось, а воевать мавров по-прежнему очень хотелось. Чтобы профинансировать военную кампанию, тогдашний папа Евгений III простил крестоносцам все проценты, которые они задолжали по ссудам еврейским ростовщикам. Самих евреев обязали впредь селиться не в городах, а в пригородах, запретив им покупать земельные участки в городской черте.

Изображение папы Евгения III из церкви в Брегенце, Австрия
Изображение папы Евгения III из церкви в Брегенце, Австрия

Понимая, что без евреев экономика глохнет, Фридрих Барбаросса в 1189 г. во время Третьего Крестового похода издал декрет, согласно которому каждому, кто нападет на еврея, грозило мучительное и позорное наказание – ему отрубали руку. Это позволило предотвратить новые погромы, а хитрый император в качестве благодарности за протекцию получил от евреев кругленькую сумму, которая и профинансировала экспедицию в Палестину.

Эпоха Крестовых походов (1066 – 1272 гг.) сыграла главную роль в жизни еврейской общины в Европе. Результатом ее стала изоляция евреев от остального христианского населения. Помимо прочего усилилась зависимость общины от деспотизма властей. Короли и императоры по своему произволу выселяли евреев с насиженных мест, а потом вновь возвращали. А за охрану и безопасность требовали выкуп в виде налогов или дарственных.

В новой и новейшей истории

В XIV в. в Европе участились еврейские погромы. Причина – эпидемия Черной смерти (такое название дали этой вспышке чумы), в которой поспешили обвинить евреев. Евреи действительно меньше болели чумой, чем христиане, это и вызвало слухи, что именно они являются ее причиной.

На самом деле невысокая смертность евреев во время эпидемии была вызвана замкнутым образом жизни общины, а также правилами относительно личной гигиены, принятыми в иудаизме.

Еврейский квартал. Худ. Э. Хилвердинк. 1890-е гг. (?)
Еврейский квартал. Худ. Э. Хилвердинк. 1890-е гг. (?)

Основоположником светского антисемитизма можно считать крупнейшего философа-гуманиста эпохи Просвещения Вольтера. В своем «Философском словаре» он пишет:

вы обнаружите в евреях только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают. Тем не менее не следует их сжигать.

Вольтеру вторил и еще один философ-просветититель Д. Дидро. По мнению мыслителя, евреи были самыми настоящими врагами рода человеческого, поскольку от них происходили все несчастья.

Антисемитизм в Германии XIX – XX вв. Расовая доктрина Гитлера

Современный антисемитизм рассматривает всех представителей еврейской нации как носителей определенных физических признаков, делающих их неполноценными людьми. Он зародился в 1870-е гг.

Одним из теоретиков современного антисемитизма был французский писатель Ж. де Гобино. Именно он придумал понятие арийской расы, которая единственная, считал прозаик, способна двигать культуру. Эту идею Гобино Гитлер развил в своем фундаментальном в кавычках труде «Майн Кампф», чтобы доказать исключительное право немцев на мировое господство.

Нацисты вешают на магазин, принадлежащий евреям, объявление, призывающее отказаться от его посещения. Фото: 1933 г.
Нацисты вешают на магазин, принадлежащий евреям, объявление, призывающее отказаться от его посещения. Фото: 1933 г.

В XIX в. в Пруссии, а затем и в Германской империи евреи имели все те же права, что и автохтонное население.

В 1812 г. был издан так называемый «еврейский эдикт» наделявший их всеми правами как граждан государства. Прусская конституция 1850 г. закрепила принцип свободы вероисповедания и равенства всех наций перед законом.

Уравнивание евреев в правах с местным населением вызвало новый всплеск антисемитизма. Некоторые немцы продолжали считать, что евреям не место на их земле. В прессе и в художественной литературе стали появляться произведения, в которых культивировалось отрицательное отношение к евреям.

Сложно сказать, действительно ли Гитлер ненавидел евреев. Одно он понял четко: евреи прекрасно подходили на роль внешнего врага, который, утверждал фюрер, снаружи и изнутри раздирает Германию. Образ врага, внедряемый в массовое сознание пропагандой, во-первых, объяснял, кто виновен во всех народных бедах. А бед после Первой Мировой войны в Германии было немало. В дальнейшем на этого виновника можно было обрушить весь гнев народных масс. А, во-вторых, такой враг помогал сплотиться вокруг одной общей идеи и, как следствие, одной партии, в данном случае национал-социалистической. Понятно, что такой сплоченной массой гораздо проще управлять, поскольку внушить ей можно что угодно.

Освенцим. Прибытие венгерских евреев. Фото: май 1944 г.
Освенцим. Прибытие венгерских евреев. Фото: май 1944 г.

Гитлер сыграл на низменных шовинистических чувствах немцев, показав им, что причиной всех несчастий являются евреи и так, мол, было испокон веков.

Уничтожение еврейского населения в Германии и на захваченных территориях сопровождалось конфискацией принадлежащего им имущества, что позволило пополнить казну Третьего Рейха значительными средствами. Таким образом, антисемитизм был выгоден Гитлеру еще и экономически. Одним махом он убивал двух зайцев – добивался слепого повиновения народных масс и получал деньги на ведение войны.

Нам всем хорошо известно, к каким ужасным последствиям привел немецкий антисемитизм.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded