hebe_frivolous

Category:

Хорошо ли жилось на Руси до монголо-татар?

В произведении древнерусской литературы «Слово о погибели русской земли» рассказывается о прекрасной и «обильной» стране, которую жестокий враг разорил дочиста. Агрессор — хорошо известные татаро-монголы, владычествовавшие на Руси долгих 250 лет (а в некоторых областях и того дольше). Оценивая значение татаро-монгольского ига, резонно задаться вопросом: какую Русь мы потеряли? Что за великое государство погибло под копытами коней диких степняков?

Русь уходящая. Худ. П. Д. Корин, 1950-е гг. (?)
Русь уходящая. Худ. П. Д. Корин, 1950-е гг. (?)

Вот как воспевает славу Руси, стоящей на пороге гибели, летописец:

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками [...] бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими [...] от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордцы — все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не появлялись, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира.

В традиционной исторической науке бытует мнение, что до татаро-монгольского нашествия Русь была в достаточной степени могущественным государством, хоть и феодальным по своей сути. В ней развивались ремесла, было много грамотных, имелись начальные школы, монастыри и прочие атрибуты цивилизованного государства. Был даже целый свод законов «Русская правда». Все это, по мнению историков, является неопровержимым доказательством продвинутости Киевской Руси.

Святая Русь. Худ. М. В. Нестеров, 1905 г.
Святая Русь. Худ. М. В. Нестеров, 1905 г.

Книг в стране, правда, не было, потому что не было тех, кто их писал, т.е. учителей, просветителей. Тех самых, что должны были обучать в мифических, конечно, школах. Потому что в Древней Руси и школ-то никаких не было. Первые школы появились в нашей стране при Петре, и в них училось катастрофически малое количество народу. Не было потребности в учении. На повестке дня стояли совершенно иные проблемы.

Хронисты, а вернее первый хронист — Нестор, появились на Руси только в 11 веке. Да и то, хронистами, т.е. историками в полном смысле этого слова их можно назвать с большой натяжкой. От себя они писали мало, все больше копировали византийские хроники. А если и сообщали о текущих событиях, то достаточно тенденциозно, чтобы ни дай Бог не прогневить того, кто находился у власти.

Летописец. Худ. А. Н. Новоскольцев, 1887 г.
Летописец. Худ. А. Н. Новоскольцев, 1887 г.

Впрочем, власть на Руси до 1598 года принадлежала одной единственной семье — Рюриковичам, расплодившейся с течением времени в невероятном количестве. Князей развелось так много, что они не помещались в «бесчисленные города великие». Из-за нехватки жизненного пространства между братьями с завидной регулярностью возникали драки. Каждый хотел урвать кусок пожирнее. Самыми востребованными были столы в Киеве и Новгороде.

Братоубийственные войны начались при самых первых русских князьях. Вспомним равноапостольного Владимира, «крестителя» Руси. Сначала он поссорил двух своих братьев, в результате чего младший — Олег трагически погиб. Затем Владимир предательски убил Ярополка — первородного, старшего брата, который по закону и по отцову завету княжил в Киеве.

Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. Худ. В. В. Васнецов, 1896 г.
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. Худ. В. В. Васнецов, 1896 г.

Не забудем и Ярослава, кем-то прозванного Мудрым. Именно он, а не Святополк убил братьев Бориса и Глеба, а затем сражался с братьями и племянниками за Киевский престол, на который по старшинству мог претендовать только после смерти Святополка. Но ведь Рюриковичам закон не писан.

Междоусобья с братьями и родственниками ничему не научили Ярослава, поэтому умирая он роздал земли шести сыновьям. В Новгороде был посажен старший сын Владимир. Он, правда, умер в 1052 году, когда еще был жив сам Ярослав Мудрый, поэтому Изяслав, второй сын, получил Новгородское княжество, вдобавок Туров и по смерти родителя должен был получить Киев (всего 3 земли). В Чернигове сидел Святослав; в ПереяславлеВсеволод, отец будущего Владимира Мономаха; во Владимире ВолынскомИгорь; в СмоленскеВячеслав.

Ярослав Мудрый. Худ. Н. К. Рерих, 1941 г.
Ярослав Мудрый. Худ. Н. К. Рерих, 1941 г.

На что рассчитывал «мудрый» отец, деля Русь словно ковригу хлеба, увы, неизвестно. Видимо, думал, что братья будут жить мирно, говорить друг другу спасибо — пожалуйста, а на праздники посылать открытки с голубиной почтой?

Ярослав совершенно позабыл, как сам нанимал убийц для устранения братьев, как облагал данью города русские, чтобы было чем платить польским наемникам в борьбе с братом Святополком. Благоверный князь сделал вид, что не помнит, как в битве у Листвена, где он столкнулся с братом Мстиславом, полегла почти вся его дружина, а сам он позорно бежал, бросив своих.

На Руси (Душа народа). Худ. М. В. Нестеров, 1916 г.
На Руси (Душа народа). Худ. М. В. Нестеров, 1916 г.

Неужели «мудрый» князь взаправду верил, что его сыновья не будут драться между собой, если братоубийство они видели с детства и считали этой нормой?

Но княжеские междоусобицы — это еще полбеды. В Древней Руси остро стояла проблема неограниченной ничем княжеской власти. Варварские нравы правящей верхушки и полное подчинение народа, которое гарантировала вооруженная дружина, привели к тому, что и правили Рюриковичи как варвары.

Былое. Худ. И. Горюшкин-Сорокопудов, 1910 г.
Былое. Худ. И. Горюшкин-Сорокопудов, 1910 г.

Власть князя не подчинялась никакому закону. Не было сдерживающих факторов. «Русская Правда» регламентировала только поведение народа, к князю и дружине ее положения не относились. Это очень сильно развратило Рюриковичей. Князь мог карать и миловать по своему произволу. Вполне заурядной была массовая резня гражданского населения, отказывающегося выполнять княжеские прихоти.

В качестве примера можно привести рядовой случай. Ярослав Мудрый съездил в Швецию, где набрал варягов для войны с родителем. Наемников он расставил по дворам в Новгороде, правителем которого тогда и числился. Шведы, упоминает летописец, начали бесчинствовать. Грабили хозяев, насиловали женщин и убивали тех, кто делал им замечания или отказывался подчиниться.

Старый крестьянин. И. Е. Репин, 1885 г.
Старый крестьянин. И. Е. Репин, 1885 г.

Новгородцам это, естественно, не понравилось. Русские мужики собрались и перебили варягов на дворе некоего Поромони, где те, по всей видимости, устроили очередную попойку. Мудрый князь очень расстроился из-за потери головорезов (он ведь нанимал их для дела!), зазвал хитростью новгородцев, участвовавших в «заговоре против шведов», к себе в ставку и там перерезал их всех как овец.

И такой произвол творился на Руси повсеместно, в каждом удельном княжестве, где сидел какой-нибудь Рюрикович с дружиной. Летом они воевали, а зимой вместе с дружиной отправлялись на грабеж собирать полюдье с подвластных земель. Современные учебники истории цинично именуют начальный период Руси «военной демократией».

Древняя Русь. Д. П. Дмитриев, 1960-е г. Гравюра
Древняя Русь. Д. П. Дмитриев, 1960-е г. Гравюра

Воевавшим между собой князьям постоянно требовались люди. Набирались они в принудительном порядке из крестьян и городского населения. Платить не платили. Жалованье получали только варяги, простые воины кормились с военной добычи. Это если победили. Ну, а если проиграли, то сами понимаете.

В удельный период, когда Русь кишмя кишела Рюриковичами, иной раз некому было сеять и пахать, все мужское население князья мобилизовывали на войну. Отдавая сестру замуж за польского короля Болеслава, в качестве выкупа за невесту Ярослав Мудрый попросил не деньги, а 800 русских пленников, захваченных ранее, — в стране не хватало рабочих рук, — объясняет летописец.

Славяне на своей земле. А. Муха, 1912 г.
Славяне на своей земле. А. Муха, 1912 г.

Собственно, и само татаро-монгольское иго — вина Рюриковичей и никого другого. Из-за их постоянных распрей и террора мирного населения Русь к началу монгольского завоевания представляла собой самые настоящие руины. Именно поэтому враг без усилий разорил особо слабые города и области и обложить данью «великую державу».

Те самые князья, кто совсем недавно убивал собственных братьев и кузенов, теперь, поджав хвост, ездили к ханам и пресмыкались перед ними, чтобы (так велика была жажда власти), получить заветный ярлык. Только варварские нравы и невежество русских князей, неспособных банально договориться между собой, пусть даже и на короткое время, для уничтожения общего врага, стали причиной того, что Русь 250 лет терпела иго.

Любопытно, что в Новгороде, откуда Рюриковичей выгнали, и где установили республиканское правление, татаро-моногольское иго почему-то не наступило. Современные историки утверждают, это потому, что Новгород, мол, был далеко. Кочевники, пришедшие из монгольских степей, устали и махнули на Новгород рукой. Пусть, мол, сами там без нас разбираются.

Из всего сказанного возникает один крамольный вопрос. А может быть иго просуществовало так долго потому, что русским людям под властью татар было намного спокойнее, чем под властью святых, а в некоторых случаях даже равноапостольных князей, которые грызлись между собой как собаки и грызли народ?

Как вы считаете?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded