hebe_frivolous

Categories:

Можно ли доверять радиоуглеродному анализу Туринской плащаницы?

Артефакты, связанные Библией, особенно с христианским периодом, вот уже более 2000 лет вызывают пристальный интерес. Самой известной считается Туринская плащаница, переданная Ватикану в 1983 году королем Умберто II итальянским. Результаты многочисленных анализов, которым подвергли этот кусок льняного полотна, покрывавший по легенде тело умершего Христа, так и не смогли пролить свет на эту загадку и однозначно установить — настоящий ли это Христов саван или средневековая подделка.

Изображение лица с Туринской плащаницы. Слева обычный снимок, справа - с наложением фильтров для четкости. Источник: Википедия
Изображение лица с Туринской плащаницы. Слева обычный снимок, справа - с наложением фильтров для четкости. Источник: Википедия

"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. ... По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту", — так рассказывает римский историк Иосиф Флавий о событии, которое потрясло мир до основания, и о котором, к сожалению, до нас дошло крайне мало свидетельств.

Согласно Евангелию, один из тайных учеников Христа — Иосиф из Аримафеи купил отрез льняного полотна, завернул в него тело казненного и поспешил отнести его в могилу, вырубленную в скале. Иосиф торопился, потому что с наступлением ночи начинался шаббат и нужно было управиться до начала этого священного дня.

Плащаница в негативе. Источник: Википедия
Плащаница в негативе. Источник: Википедия

Что было дальше, хорошо известно. Наутро, когда две женщины из окружения Христа пришли к гробнице, чтобы миропомазать тело, то нашли ее пустой. Льняное покрывало лежало на земле, а рядом с ним платок, закрывавший лицо умершего.

Три столетия о погребальном саване Христа ничего не было слышно. Вероятно, первые христиане боялись, что из-за этой реликвии их будут преследовать и скрывали ее сначала в Палестине, затем в Эдессе на юге Турции, а после в Константинополе. В столицу Византии плащаница прибыла с большой помпой в 944 году. Драгоценное полотно выставлялось на всеобщее обозрение вплоть до 1204 года, когда город завоевали крестоносцы. После этого его увезли в Афины, где по некоторым свидетельствам его видели в 1205 году. Согласно хроникам, один из сеньоров, отправившихся в Четвертый крестовый поход, по имени Отон де Ла Рош взял его с собой в качестве священного талисмана.

Снятие с креста. Худ. А. ван Дейк, 1619
Снятие с креста. Худ. А. ван Дейк, 1619

В 1345 году сеньор Жоффруа де Шарни, супруг Жанны де Вержи, правнучки того самого де Ла Роша, в свою очередь отправился в Святую Землю. Возможно ли, что он нашел плащаницу в Иерусалиме, или все это время она хранилась в замке его жены? Как бы то ни было, после смерти означенного сеньора, его вдова организовала церемонию поклонения и выставила полотно в часовне в своем замке Лире в Шампани. Это было время, когда святые реликвии, подлинные и не очень, были в большой моде. Их приносили с собой паломники, идущие по святым местам, а так же и ловкие местные коммерсанты, изготавливавшие подобные артефакты из подручных средств.

Кстати, шампанский епископ Анри де Пуатье отнесся довольно скептически к реликвии и даже запретил ей поклоняться. Именно поэтому долгое время считалось, что льняное полотно, с запечатлевшимися на нем следами пота и крови было изготовлено приблизительно в это время (14 век) и в этом регионе (Шампань) каким-то очень ловким поддельщиком.

Папа Франциск у Туринской плащаницы. Фото: 2018 г. Источник: Vatican Media
Папа Франциск у Туринской плащаницы. Фото: 2018 г. Источник: Vatican Media

Вероятнее всего именно это «фальшивое» покрывало внучка Жоффруа де Шарни подарила в 1453 году герцогу Луи Савойскому, сын которого Амедей тут же выставил его для поклонения в часовне герцогского замка в Шамбери под имением святой плащаницы – santa sidone.

Когда столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, административный центр Пьемонта герцог Эмануил Филиберт решил забрать туда с собой и плащаницу. Произошло это в 1578 году. С 1694 года этот прямоугольный отрез ткани размером 4,36 м на 1,1 м помещен в ковчег-реликварий в главном соборе города. Все желающие могут прийти и поклониться святыне.

Погребение Христа. Худ. Караваджо. 1603 г.
Погребение Христа. Худ. Караваджо. 1603 г.

В 1898 году фотограф по имени Секундо Пиа впервые сфотографировал полотно. Проявляя фотографию, он увидел на ней очертания человеческого тела, которые никто ранее не замечал. Изучив следы от тела, установили, что в нее был завернут мужчина, ростом 1,78, возрастом около 30 лет. На теле его были явственно видны следы ран, на тех же самых местах, где они должны были быть у библейского Христа: отметины от гвоздей на ладонях и ступнях, ссадина на плече, оставленная тяжелым предметом, следы от ударов бича, кровоподтеки на голове, глубокое ранение рядом с сердцем.

Негатив с отпечатком тела, поражающим своей реалистичностью, облетел весь мир. Все художники принялись изображать Христа именно в таком виде. В среде ученых тот час развернулись бурные дебаты, которые закончились только в 1986 году после того, как были опубликованы результаты научного исследования плащаницы, проведенные по распоряжению кардинала Анастасио Баллестреро, туринского архиепископа. Официально было признано, что плащаница на самом деле подделка. Публике об этом факте сообщили 13 октября 1988 года. Радиоуглеродный анализ показал, что ткань была изготовлена в 14 веке. Конец истории.

Ангел, открывающий гробницу Христа. Худ. Б. Кейп, 1640 г.
Ангел, открывающий гробницу Христа. Худ. Б. Кейп, 1640 г.

Многие ученые, тем не менее, не согласны с выводами. Они оспаривают правомерность и достоверность радиоуглеродного анализа для исследования такого комплексного артефакта как плащаница. Вспомните, предостерегают они, как часто за последние столетия льняное полотно трогали, перекладывали, переворачивали и перебирали. В 1532 году оно даже едва не сгорело. Представляете, сколько органического материала осело за долгие века на его волокнах?! И как быть с десятками экспертов – археологов, историков религии, палеографов, нумизматов, антропологов, хирургов и анатомов – подтвердивших аутентичность плащаницы?!

Допустить, что плащаница – подделка, значит признать, что в Средние века существовал такой ловкий мастер, который с помощью настоящей человеческой крови и пота нарисовал на полотне фигуру, причем с анатомической точностью передал расположение всех органов (а, может быть – чудовищное предположение – специально убил мужчину 30 лет и завернул его в полотно?), присыпав пыльцой растений, произрастающих в Палестине.

Воскресение Христа. Худ. Джотто, 1306 г.
Воскресение Христа. Худ. Джотто, 1306 г.

Вот и получается, что чем дальше развиваются технологии, тем больше возникает сомнений в «поддельности» плащаницы. Католическая церковь вообще прекратила участие в спорах о подлинности и заявляет, что для нее плащаница представляет исключительно сакральную ценность, поскольку позволяет обратить внимание на те страдания, которые претерпел Спаситель за человечество. Не из-за страха ли это, что какой-нибудь фанатик достанет образцы крови с драгоценной реликвии, чтобы клонировать Христа и ускорить второе Пришествие?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded