Ветреная Геба (hebe_frivolous) wrote,
Ветреная Геба
hebe_frivolous

Category:

Виды искусства по Лессингу

В продолжении темы эксперимента Лессинга, начатой здесь, выделим группы, на которые подразделяет Лессинг все виды ис­кусства, уточним на каких основаниях, и в зависимости от чего.

Исходя из текста «Лаокоона...», можно заключить, что все искусства Лессинг делит на две большие группы – искусства визуальные или изобразительные и вербальные. К первым относится живопись (скульптура), ко вторым – поэзия (литература).

Лаокоон и его сыновья


Лаокоон и его сыновья. Скульпторы: Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. 50 г. до н. э., мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан

Еще в начале своего трактата Лессинг замечает, что к живописи он относит все изобразительное искусство в целом, а к поэзии «остальные искусства, более действенные по характеру подражания». Тот или иной вид искусства относится к роду поэзии или живописи, исходя из предмета и рода его подражания. Также категории искусства обусловлены «особыми свойствами этого вида искусства, его границами и требованиями».

Лессинг в ходе своего анализа отмечает, что древнегреческие художники изображали прежде всего прекрасное, т.е. прекрасные тела – это было первым требованием изобразительных искусств. Безобразное (и комическое) с точки зрения автора никогда не было предметом изобразительных искусств на заре их становления. В трактате упоминается, что будто бы в Фивах даже существовал закон, запрещающий художникам под страхом смертной казни подражать отвратительному. Таким образом, Лессинг выводит первый закон живописи и группы искусств к ней относимых, и называется он – «красота». Поэтому-то скульптура Лаокоона лишена бурных эмоций и страстей, лицо человека не перекошено от нестерпимой боли или от страшного крика, художник постарался смягчить выражение страстей, и образ Лаокоона остается «красивым», а не безобразным, несмотря на то, что тот изображен в момент своей гибели.

Далее в трактате Лессинг отмечает, что изобразительное искусство в настоящее время расширило свои границы и подражает всей видимой природе и всему объективному миру. Тем не менее, на наш взгляд, стремление к изображению красоты как тенденция в визуальных искусствах остается, и отступление от этого «древнего закона» иногда чревато (прежде всего отсутствием художественности). Однако же верно и обратное, то есть облагораживающая роль самого искусства, поскольку становясь художественным образом, многое из реального мира становится «прекрасным».

Второе требование изобразительных искусств – это выбор момента изображения. Лессинг на примерах показывает, что истинный художник всегда изображает момент, когда зритель не может наглядно увидеть всю сцену и всю силу переживаемой боли, счастья, и т.п., но вообразить высшую силу страсти, заключенную в ней.

Два указанных правила изобразительных искусств, по мнению Лессинга, совершенно неприменимы к поэзии. Происходит это потому, что задачей и средством поэзии не является описание внешнего облика героя, но раскрытие его внутренних состояний, а также описание самого действа (сюжет).

Согласны ли вы с утверждением, что отступление от изображения "прекрасного" чревато отсутствием художественности? Приведите, примеры :)
Tags: Лессинг, виды искусств
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments