hebe_frivolous

Category:

Как Ю. Лотман понимает массовую литературу

Ю. Лотман в своей статье «Массовая литература как историко-культурная проблема» считает, что изучать массовую культуру в рамках социологии необходимо потому, что она напрямую влияет на все культурные массовые коммуникации.

Массовую литературу стали исследовать, поскольку стало очевидным, что невозможно понять литературу как явление, только характеризуя ее великих классиков. Т.е. литературный процесс не может быть сведен к горстке имен, пусть и громких.

Как выяснилось, народным массам, голос которых раньше был очень тихим, почти неслышным, фольклорным, есть много чего рассказать. И вот в ХХ веке литературоведам захотелось их послушать.

Всплеск интереса к массовой литературе, отмечает Лотман, происходит в 1920-х. Он связан с именами советских литературоведов: В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова. Они рассматривали низовую литературу как квинтэссенцию литературных норм эпохи, их некое усредненное значение. Из этих норм, по мнению Ю. Тынянова, литературный процесс черпает идеи для новых решений, именно в массовой литературе заложены движущие силы для создания новых художественных форм.

Для массовой литературы характерна двоякость, двусоставность. С одной стороны, это тексты, которые в большом количестве распространены в обществе, с другой – оцениваются этим обществом, его элитой как незначительная часть его культуры, низкая по качеству.

В разные эпохи, утверждает Лотман, в разряд массовой литературы попадают совершенно разные тексты. Так во времена Пушкина официальной и классической литературой считалось все то, что выходило в печати, а массовой – все неопубликованное, распространяемое в рукописном варианте.

Массовая литература неоднородна. В нее входят как произведения самоучек, дилетантов, так и произведения серьезных авторов. Именно самоучки и графоманы иногда наиболее точно следуют сложившейся литературной норме. Как раз из этого, по мнению Лотмана, проистекает важное значение массовой литературы, являющейся моментальным снимком эпохи.

Кроме этого к массовой литературе относится и все то, что не может быть опубликовано (напечатано) официально в силу каких-либо запретов и принятых норм. Это, например, вольнолюбивая, фамильярная, атеистическая, эротическая литература.

У писателей, принадлежавших к высокой литературе, как правило, существовал двойник в литературе массовой.На каждого Державина, Гнедича и Рылеева имелся свой Барков, Костров и Милонов.

С фольклором массовую литературу роднит наличие хэппи энда. Читателю важно, чтобы история закончилась хорошо, как в сказке. Потому что бульварный роман – антитеза жизни. В настоящем мире все может закончится хорошо, но, как правило, заканчивается плохо, а вот в романе конец должен быть счастливым. Иначе это не конец, и требуется продолжение. Именно с этим связана смена концовки при экранизации произведения высокой литературы (плохую меняют на хорошую), потому что зритель не поймет, и фильм ему не понравится.

Таким образом, подчеркивает Лотман, массовая литература с одной стороны разрушает культуру, заставляя ее функционировать по искусственно созданным законам-формулам, а с другой – служит строительным материалом для новых литературных форм.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.