hebe_frivolous

Categories:

"Поликушка" Л. Н. Толстого - социально-психологический триллер

Повесть Л. Толстого «Поликушка» была опубликована в 1863 г. и основана на реальных событиях. Сюжет подсказала знакомая барыня

В Википедии статья «Поликушка» — повесть — спойлер. Есть еще статья про одноименный фильм, снятый в 1922 году, там тоже раскрываются некоторые сюжетные ходы.

Произведение — жутчайшая картина крепостного быта. Нет, в нем нет ни сцен насилия, ни порок, ни Салтычих, жгущих дворовых девушек утюгами, ничего такого. Барыня, напротив, добрейшей души человек, либералка. И тем не менее нарисованный Толстым образ крепостничества ужасен. 

В повести присутствуют мистические мотивы (привидения и черти), поэтому жанр триллера ей вполне подходит. Многие критики считали, что по жанру «Поликушка» сближается с гоголевскими «Вечерами», но я с критиками не согласна. Гоголевские ужастики смешные и классные, толстовская же повесть — социальная чернуха. От нее не страшно, а тошно. И в этом, безусловно, мастерство автора, хотя толстовский стиль на мой вкус слишком тяжеловесен.

Главная тема повести — тема денег, в ней крутятся два основных сюжета-мотива: о дьявольских деньгах (свалившихся с неба, полученных не совсем законно) и о рекрутском наборе. Сцены с рекрутами, закованными в кандалы (а чтобы не сбежали по дороге на службу), заставляют сердце обливаться кровью. Кстати, таких же рекрутов, пусть не в кандалах, но в лаптях и в одних кацавейках погонят в 1914 со всех концов российской империи на западный фронт. Многие умрут по дороге от болезней и голода, так и не успев взять в руки винтовку.

Деньги — феномен неоднозначный. Для нас сегодняшних — это универсальное средство обмена, для темных крепостных крестьян пусть и просвещённого XIX века, это средство выкупа. В совсем дремучей древности, когда господствовал натуральный обмен, деньги использовались как плата за преступление (вира) — убил человека — уплати штраф. А больше не для чего. Именно поэтому смысл денег (их символ) сближался со смыслом преступления. Отсюда и всевозможные поговорки на тему: деньги не пахнут, грязные деньги т.п. 

Мотив дьявольских денег, полученных (или уплывших буквально из-под носа) благодаря какому-то невероятному стечению обстоятельств, или нахождению в нужное время в нужном месте, не такая уж и редкая тема в русской литературе. К ней обращались многие: Некрасов в своем стихотворении «Извочзик» (оно небольшое, чтение займет не больше 3 минут) или Потехин в пьесе «Чужое добро впрок не идет».

Дьявольскими деньгами в «Поликушке» искушаем зажиточный крестьянин Дутлов. Его племянника, которого он обожает, должны забрить в рекруты, а у Дутлова есть возможность его выкупить (и да, вместо него забреют другого из того же села, и как потом смотреть в глаза его родичам?). 

Рекрутский набор – институт воинской повинности, существовавший в России в XVIII-XIX вв. Был отменен только в 1874 г., спустя десятилетие после отмены крепостного права. Если вдуматься в эти цифры, то узаконенный институт военного рабства по сути продолжал существовать еще целое десятилетие после аболиционистского акта 1861 г. В источниках по истории отмечается, что к XIX в. государство перестало учитывать какие бы то ни было народные обычаи в отношении потенциальных рекрутов (наличие семьи, задолженности по оброку и иным гражданским обязательствам) и полностью сосредоточилось на соблюдении собственного интереса, выражавшегося в тотальной регламентации процесса раскладки (перераспределения) рекрутской повинности. Избежать рекрутской повинности можно было только переложив тот самый воинский долг государству на своего соседа, такого же крепостного, которому посчастливилось меньше, у которого не было денег или покровителя, чтобы выкупится из «некрутов», как тогда их называли. Унижения, претерпеваемые семьей потенциального рекрута, чтобы избавить иногда единственного сына от страшной участи, сравнимы разве только с унижениями продаваемых с молотка крепостных.

Очередность тех, кому следовало идти в солдаты, велась крестьянской общиной. В «Поликушке» очень реалистично рассказывается о сходке на выбор рекрутов. Отцы семейств, откуда набирали будущих солдат, назывались по количеству годных (потенциальных) к службе сыновей шестерниками, пятерниками, четверниками. Толстовский Дутлов – тройник, что означает, что у него три сына (один из которых усыновленный племянник), хотя приказчик Егор Михайлович и поясняет для барыни что «у него сыновей только двое, а то племянники. Мир указывает, а по-настоящему ему бы надо двойниковый жребий кидать. Другие и от трех сыновей поделились, по своей необстоятельности, а теперь и правы, а эти за свою добродетель должны пострадать».

В рекруты обычно назначали молодых людей из больших семей, поэтому тот факт, что в произведении Толстого сыновей забирают у тройников, свидетельствует, что более многодетные семьи уже поставили первых кандидатов. Многодетные семьи страдали иногда вдвойне, поскольку с них могли взять двойную повинность (забрать двух сыновей, в случае если все тройники поставили по кандидату).

Крестьянский быт, описываемый Толстым, ужасен, жизнь крепостных беспросветна и скучна. Единственное желание — выкупиться на волю, оно для самых смелых, самых предприимчивых, и бессемейных (чтобы выкупить всю семью, нужно очень много денег).

Повесть придется по вкусу тем, кому у Толстого нравится «Утро помещика», «Три смерти», «Воскресение» и тем, кого зацепил «Господин Прохарчин» Достоевского. Любители Потехина тоже найдут много знакомых мотивов и персонажей. Остальным не рекомендую.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.