Ветреная Геба (hebe_frivolous) wrote,
Ветреная Геба
hebe_frivolous

Categories:

Поэтика Аристотеля. Конспект. Часть I

Любая поэзия и трагедия и другие типы поэзии – все это подражание. Как художник подражает образам, самой жизни, так и поэт подражает. А отличаются они друг от друга (способы подражания отличаются друг от друга) тем, что воспроизводят либо разные предметы, либо разным способом. Средства – это,– по мнению Аристотеля, – ритмы, метры и мелодия.

Поэзия бывает разных видов в зависимости от предмета подражания. Предметом подражания, очевидно, является характер. Таким образом, поэты изображают людей (характеры) либо худшими, чем они есть, либо лучшими, либо такими же как и мы (обычные люди). На основании этого вводится отличие комедии (изображает худших) и трагедии (изображает лучших).
Поэтика Аристотеля



На основании способов подражания различаются следующие виды поэзии:

  • объективный рассказ (эпос)

  • личное выступление рассказчика (лирика)

  • изображение событий в действии (драма).


Аристотель говорит о способе воспроизведения каждого явления (произведения?): можно быть посторонним рассказу (от третьего лица) и самому становясь рассказчиком (от первого лица).

Некоторые называют художественные произведения «действами», т.к. они изображают действующих лиц.

Поэзия является результатом двух естественных причин. Людям свойственно стремление к подражанию и первые познания человек приобретает путем подражания. И потом подражание (творчество, видимо?) всем доставляет удовольствие.  Потому что приобретать знания посредством лицезрения и создания предметов искусства приятно не только философам, но и простым людям, только простые люди уделяют этому мало внимания.

Например, глядя на картину человек может «учиться и соображать», что представляет собой каждый рисунок, а может любоваться отделкой и красками.

Поэзия (поэтика) была создана изначально на основе импровизаций.  А затем уже, подчиняясь личностным чертам тех или иных поэтов, она разделилась на виды. Возвышенные поэты воспроизводят хорошие поступки и поступки хороших людей (героический эпос, гимны), а те, кто погрубей – поступки дурных людей (сатира). Ямбический метр – изобретение именно сатиры, потому ямбический = язвительный, им язвили друг-друга.

Комедия – это воспроизведение худших людей, но не по их порочности в прямом смысле, а в смешном виде. Смешное – частица безобразного., это ошибка или уродство, но то, что не причиняет страданий или вреда. Образ – это комическая маска., нечто безобразное и уродливое, но без страданий.
Эпическая поэзия сходна с трагедией, т.к. изображает серьезные характеры. Эпическая поэзия – это рассказ и она не ограничена во времени, так как трагедия.

Трагедия есть законченное произведение, которое воспроизводит серьезное действие. Воспроизведение действительности в трагедии производится посредством действия (а не описания в противовес эпосу).  Причинами действий являются мысль и характер действующих лиц.

Фабула – это и есть воспроизведение действия, т.е. сочетание событий.  На основе характера определяются качества действующих лиц.  Мысль – это то, посредством чего действующее лицо  доказывает что-либо или просто выражает свое мнение.  В каждой трагедии обязательно должно наличествовать 6 составляющих: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.

Важнейшей из всех этих частей является состав событий, поскольку в трагедии изображаются не люди, а события и жизненных перипетий. Хороший поэт должен стремиться к захвату характера, изображая действие. Аристотель полагает, что без действия трагедия невозможна, а вот без характера – вполне. Если соединить изречения персонажей и их слова и мысли – трагедии не выйдет, или выйдет, но не достигнет своих задач. А более достигнет этих задач поэт, если введет фабулу и надлежащий состав событий. Приводится пример с живописью. Если взять самые лучшие краски и размазать их по холсту, то картины не будет.  Трагедия должна увлекать душу, а делается это с помощью перипетий и узнаваний. Подчеркивается, что начинающие поэты проще достигают успеха в диалогах и изображении нравов, чем в развитии действия.  Еще раз: трагедия – это изображение действия и через него изображение действующих лиц.

В характере проявляются решения людей, нужно избегать речей персонажей, из которых неясно, что за человек этот персонаж.

Третья составляющая – мысль – это то, посредством чего доказывают существование или несуществование чего-либо.

Трагедия состоит из 3 частей – начала, середины и конца. Начало – это то, что не находится за другим, но за ним естественно и обязательно возникает что-то другое. Конец – эта та часть, за которой больше ничего не находится. Середина – то, что само находится за другим и за ним другое. Трагедия соответственно должна строится согласно данным определениям и обладать конечностью (т.е. единством и целостностью), чтобы его можно было охватить взглядом.

Фабула должна быть единой. Не в том смысле, что должна быть сосредоточена вокруг одного лица, а должна быть воспроизведением единого и цельного действия, в котором совершается переход от несчастия к счастию и от счастия к несчастию. А части событий в фабуле должны быть логически соединены между собой, так чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части действие было бы уже другим. Ибо если что-то своим присутствием или отсутствием ничего не изменяет, то оно и не относится к целому, не является его составной частью и должно быть отброшено.

Задачей поэта исходя из назначения поэтики и законов трагедии говорить не о том, что произошло, но о том, что могло бы произойти. Поэзия более философична, чем история, поскольку представляет общие закономерности, в то время как история – частности. Посему не стоит с достоверной историчностью описывать какие-либо события, это – удел историков, а поэт – он творец, потому что описывает (создает, творит) действия, хотя и может вводить в повествование исторических персонажей.

Аристотель подчеркивает, что простые фабулы (состоящие из последовательности действий, не вытекающих одно из другого) – это наихудший вариант фабул. Трагедия должна вызывать страх и сострадание, а это достигается взаимодействием и неожиданностью событий. Т.е. действия не должны быть следствием слепой случайности, но в них должен быть смысл.

Бывают еще и фабулы запутанные.  Запутанная фабула, в противовес простой, – это та, в которой действие совершается с помощью перипетий и узнавания. В простой фабуле этого нет.

Перипетия – это изменение действия на противоположное по вероятности и необходимости (было счастье – стало несчастье, была война – стал мир и наоборот). Узнавание, частный случай перипетии, т.е. переход от незнания к знанию или к дружбе или к вражде или наоборот.

Третьей частью фабулы трагедии является страдание, т.е. это действие производящее гибель или боль. Лучшая трагедия – это та, которая вбирает в себя запутанные страшные и вызывающие сострадания события. Но не стоит делать

  • перехода от счастья к несчастью людей хороших

  • перехода от несчастья к счастью людей плохих.


Сострадание возникает к тому, кто страдает невинно, а страх из-за того, кто находится с нами в одинаковом положении (идентификация с героем).  Чувство страха должно вызываться самими событиями, а не театральной обстановкой. Мифы, сохраненные преданием, изменить нельзя, но поэт должен находить походящее и искусно пользоваться преданием. Можно сделать так, что действие совершается сознательно (напр. Медея убивает своих детей – это трагично и зритель знает, что она знает, что делает) или по неведению (Эдип убивает отца становится мужем своей матери по незнанию). И Медея и Эдип – трагичны.

Относительно характеров героев нужно иметь ввиду четыре цели.

  1. Характер должен быть благородным. Герой будет благородным в том случае, если его речи и поступки обнаруживают какое-нибудь решение.

  2. Соответствие характеров действующим лицам (мужественная Аталанта)

  3. Правдоподобие

  4. Последовательность


Есть разные виды узнавания: простое по приметам, художественное (выдуманное самим поэтом), путем воспоминания (флэш-бэки :)), при помощи умозаключения (в детективах?). Но лучше всех узнавание вытекающее из событий, а на втором месте – при помощи умозаключения.

Аристотель советует поэтам при написании трагедий ясно представлять и переживать самому, что изображается. Нужно представить события как можно ближе перед глазами, можно сопровождать это телодвижениями, а лучше всего вызывать похожие чувства.

Читали ли вы Поэтику Аристотеля? Что запомнилось?
Tags: Аристотель, поэтика, фабула
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments